Разработка банковского продукта является сложным многоступенчатым процессом для банковского учреждения, начиная от исследования рынка и предпочтений на текущий момент заканчивая непосредственной апробацией его на предприятии.
Любая инновация в банке, в том числе и непосредственная разработка банковского продукта, сопровождается совокупностью различных процессов.
Понятие «инновация» современная экономическая наука трактует как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам». Применительно к названию параграфа, имеется в виду создание банковского продукта, обладающего более привлекательными потребительскими свойствами по сравнению с предлагавшимся ранее, либо качественно нового продукта, способного удовлетворить неохваченные ранее потребности его потенциального покупателя, либо использование более совершенной технологии создания того же банковского продукта.
Инновационная структура коммерческого банка для обеспечения конкурентоспособности должна отвечать следующим требованиям [42]:
- поддерживать постоянное появление, генерацию новых идей;
- анализировать текущую ситуацию на рынке банковских услуг и делать прогнозные оценки;
- отслеживать последние банковские разработки и прилагать соответствующие усилия для усиления позиций банка на рынке;
- способствовать проникновению нововведений в действующие организационные правила и процедуры;
- внедрять новые идеи и превращать их в часть каждодневной оперативной работы;
- расширять спектр банковских услуг, предоставлять новые банковские продукты;
- расширять клиентскую базу коммерческого банка.
Среди непременных свойств, присущих инновации, можно выделить следующие характеристики:
- новизна;
- удовлетворение рыночного спроса;
- коммерческая реализуемость.
Все вышеперечисленные признаки в полной мере отвечают понятию банковского продукта, однако в виду неоднозначности самого понятия инновационной деятельности банка, необходимо отдельно обосновать понятие «новизны» применительно к внедрению именно новых банковских продуктов:
- любой продукт, самостоятельно разработанный банком для удовлетворения потребностей клиентов и не имевший ранее аналогов на рынке, является новым;
- любой продукт, уже имеющийся в спектре услуг банка и используемый на одном из рынков, но выведенный на другой, также является новым;
- любой продукт, внедряемый банком на основе анализа рынка и оценки коммерческой реализуемости создания копии уже имеющегося на рынке продукта, является новым [42].
Вышеизложенное позволяет однозначно сделать вывод, что понятие «инновации» применимо ко всем нововведениям во всех сферах функционирования банка, обладающим определенным положительным экономическим или стратегическим эффектом, примером которого можно считать прирост клиентской базы банка, увеличение доли рынка, сокращение издержек на проведение какого-либо вида операций и т.п., или создающим условия для вышеперечисленного. Инновационный процесс, то есть процесс, связанный с созданием, освоением и распространением инноваций, охватывает все стороны деятельности банка: от разработки концепции или идеи до ее практической реализации.
За последние два года ведущими российскими банками были заявлены пять основных стратегий развития продаж:
- персональный менеджмент, или key account management;
- перекрестные продажи, или cross-sales;
- финансовый бутик (работа с состоятельными клиентами), или private-banking;
- финансовый супермаркет, или розничные продажи типовых услуг;
- отраслевая специализация [31].
Реализация любой из стратегий продаж предполагает не только создание нового подразделения в составе клиентской службы, но и перестройку большинства внутренних процессов банка и частичную смену персонала, не имеющего опыта работы в условиях новой модели бизнеса. Реорганизация бизнеса для претворения в жизнь новой стратегии занимает один-два года. В более сложное положение себя ставят банки, выбирающие сразу несколько стратегий или в течение короткого периода меняющие несколько стратегий.
Для понимания процесса выбора стратегии банком проследим этапы эволюции банка. На начальном этапе топ-менеджеры объединяются и создают банк, обслуживающий узкий круг привлеченных ими самими крупных клиентов. На этой стадии банк еще неосознанно развивает стратегию персонального менеджмента. Для первичной группы клиентов банк реализует необходимый набор услуг. Постепенно мощности банка разрастаются. Для их поддержки, реализуя стратегию персонального менеджмента, банк привлекает новых key account managers, а они, в свою очередь, новых крупных клиентов.
Другое по теме:
Анализ деятельности страховых компаний в сфере
недвижимости в Санкт-Петербурге за 2005 г.
Страхование в сфере недвижимости – вид страховой деятельности, успех которого зависит от создания соответствующих правовых условий, – страхование сделок на рынке недвижимости. У немногих питерских СК, работающих в этом сегменте, продажи с ...
Защита сельского хозяйства от чрезвычайных ситуаций
По природно-климатическим условиям вся территория Российской Федерации находится в зоне рискованного земледелия. Из неё 70% периодически страдает от засухи.
Экспертизой определён наибольший экономический ущерб от ЧС в 2003 году на террит ...
Виды социального страхования
Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государств ...
Сущность денег