Рынок ценных бумаг России начал свое становление вскоре после
- Стремительные темпы формирования в процессе приватизации предприятий и трансформации отношений собственности;
- «неоформленность» в макроэкономическом смысле в качестве стабильного источника финансирования развития народного хозяйства, института коллективных сбережений и накоплений;
- неразвитость материальной базы, технологий торговли, торговой сети, инфраструктуры;
- раздробленная система государственного регулирования рынка, включая Центральный банк (контроль операций банков с ценными бумагами), ФКЦБ России с системой региональных представительств (общий контроль за соблюдением законодательства, контроль за деятельностью профессиональных участников рынка и саморегулируемых организаций), Мингосимущество (контроль за государственной собственностью), Министерство финансов (контроль небанковских финансовых институтов). Отсутствует действенная система надзора государства и саморегулируемых организаций за деятельностью участников рынка на региональных вторичных рынках ценных бумаг;
- высокая степень всех рисков, связанных с ценными бумагами, из-за большой зависимости от значительного числа факторов (начиная от уровня инфляции и кончая слабой профессиональной квалификацией менеджеров предприятий-эмитентов);
- сравнительно небольшой объем операций, относительно невысокая ликвидность;
- разделение рынка на высоколиквидные (рынок «голубых фишек») и малоликвидные сегменты;
- развитие в довольно сложных экономических условиях, которые связаны с высокими темпами инфляции, финансовой нестабильностью, огромной взаимной задолженностью предприятий, спадом производства и дефицитом бюджетов всех уровней.
Отдельно следует остановиться на проблемах развития вторичного рынка ценных бумаг. Характерной особенностью является слабая активность вторичного рынка ценных бумаг, его неустойчивость и спекулятивный характер.
Развитие вторичного рынка ценных бумаг в России сдерживается прежде всего неразвитостью законодательной базы, недостаточно четко сформулированными правилами его функционирования. Действующие в настоящее время подзаконные акты зачастую не содержат необходимых норм, которые могли бы обеспечить реальную защиту интересов инвесторов.
Отсутствуют четкие критерии, которые бы позволили провести границу между ценными бумагами и их имитацией, не предусмотрены санкции за нарушение правил поведения участников фондового рынка, нередко отсутствуют и сами правила.
Вместе с тем относительная неразвитость вторичного рынка в большинстве регионов во многом объясняется недостаточной изученностью инвестиционного потенциала и отсутствием необходимой информации о перспективных эмитентах и их инвестиционных проектах. Операциями на корпоративном рынке ценных бумаг регионов до недавнего времени занимались в основном крупные инвестиционные компании, которые скупали акции наиболее перспективных местных предприятий с целью их последующей перепродажи по более высоким ценам. Такого рода операции не приводят к расширению рынка корпоративных ценных бумаг.
Другое по теме:
Негосударственные пенсионные фонды
Проведение пенсионной реформы в Российской Федерации, составной частью которой должно быть развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, является одной из первоочередных задач на сегодняшний день.
Постановлением Правительс ...
Банковские риски и величина банковского капитала
Величина банковского капитала должна быть достаточной для покрытия банковских рисков.
Основные виды банковских рисков следующие:
- кредитные риски (потери от невозврата кредитов);
- финансовые риски (курсовые риски, связанные с переоце ...
Качество банковского менеджмента как важнейший фактор эффективности
"Качество – это еще не все, но все становится ничем без качества". Эти слова принадлежат двум американским ученым – экономистам Т. Perers и R. Waterman, и они особо актуальны сегодня. Наилучшие информационные технологии в банке, ...
Сущность денег