1) В 2003 году на территории Российской Федерации произошло 108 чрезвычайных ситуаций природного характера, от которых пострадало 53 субъекта. По данным с мест общий ущерб от стихийных бедствий составил 37,8 млрд. рублей, экспертизой подтверждено ущерба на 28,9 млрд. рублей.
2) Наибольший ущерб нанесён чрезвычайными ситуациями, источниками которых были аномальные колебания температур (выпревание растений, заморозки, ледяная корка на почве, сильный мороз, выпирание растений и проч.) (43,2%, 16.5 млрд. руб. ущерба), засуха (30,2%, 11.0 млрд. руб.) и осадки (сильные и длительные дожди, дождевой паводок, переувлажнение почвы, сильный дождь с ветром, затопление дождевыми паводками, вымокание растений и проч.) (14,5%, 6.4 млрд.). На долю остальных ЧС (град, сильный ветер, наводнения, землетрясения, лесные пожары и проч.) приходится около 12% от общего ущерба.
3) Ущерб в растениеводстве по данным с мест составил 36.7 млрд. руб. (97.4% от всего ущерба), в животноводстве – 8 млн. руб. (0.02%), на объектах инфраструктуры – 448 млн. руб. (1.14%). Посевы уничтожены на площади 8.4 млн. га, погибло 2.6 тыс. голов скота, было повреждено или разрушено 1.9 тыс. объектов инфраструктуры, потеряны материальные ценности на сумму более 6.6 млн. руб.
4) Сильнее всего пострадал Южный федеральный округ (13 550 и 10 455 млн. руб. ущерба по местной и экспертной оценке соответственно), менее всего – Северо–Западный (241 и 137 млн. руб.). Средний ущерб от одной ЧС природного характера колеблется от 60,4 млн. руб. в Северо-Западном до 544,8 млн. руб. в Южном федеральном округе.
5) В 2003 году наибольшее количество ЧС природного характера произошло на территории Ставропольского края и Ростовской области (Южный Федеральный Округ) (8 и 7 ЧС; 1,8 и 3,8 млрд. руб. ущерба соответственно), Амурской области (Дальневосточный ФО) (5 ЧС и 1.1 млрд. ущерба). К субъектам, сильно пострадавшим от ЧС, можно так же отнести Краснодарский и Алтайский края, Республики Мордовия и Башкортостан, Волгоградскую, Новосибирскую, Саратовскую, Воронежскую и Омскую области (ущерб по каждому субъекту превышает 1 млрд. рублей).
6) Помощь из фондов Правительства в наиболее полном объёме была оказана Амурской области Дальневосточного Федерального Округа (22.2% от суммы ущерба по данным с мест), наименьшая – краям и областям Южного Федерального Округа (13.6%). В среднем по годам оказание помощи пострадавшим хозяйствам и субъектам Российской Федерации колеблется от 18.6% (в 2001-ом) до 25.0% (в 1999ом году) от подтверждённого экспертизой ущерба.
7) Общее количество ЧС природного характера в 2003 году по сравнению с 2001 и 2002 годами снизилось (108 ЧС в 2003 году против 154 и 140 в 2002 и 2001 соответственно), однако общий ущерб значительно вырос (18.8 млрд. руб. ущерба в 2002 году против 28.9 млрд. в 2003, по данным экспертизы), что свидетельствует об увеличении масштабности ЧС.
8) Практика дотирования хозяйств и субъектов, пострадавших от стихийных бедствий, неэффективна как для сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и для государства в целом. В связи с этим необходимо полностью перейти на новые, более совершенные формы участия государства в защите сельского хозяйства от чрезвычайных ситуаций.
9) Системы субсидируемого государством страхования сельского хозяйства существуют уже более 70 лет, и за это время сумели доказать свою эффективность во многих развитых странах мира. В России существование подобной системы года законодательно закреплено 1 ноября 2001 г. Выполненные расчёты подтверждают эффективность как для хозяйств (на примере ООО «Прогресс-Арго» Песчанокопского района Ростовской области), так и для государства в целом (затраты из федерального бюджета в среднем за 5 лет на 15%, или на 796 млн. руб. меньше).
Сложившаяся на данным момент в России система субсидируемого страхования имеет явно незаконченный вид и характеризуется рядом существенных недостатков. Однако имеющиеся механизмы государственного регулирования и стимулирования страхования в сфере агропромышленного производства открывают широкие перспективы для её дальнейшего развития и совершенствования.
Другое по теме:
Принципы деятельности коммерческих банков
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам креди ...
Налогосберегающие схемы, основанные на страховании имущества
Результаты исследования, проведенного недавно экспертами Центра экономического анализа (ЦЭА) агентства "Интерфакс", показывают, что в 2003 году лидирующее положение на страховом рынке по-прежнему занимали налогосберегающие схем ...
История возникновения Western Union
Одно из самых ранних описаний прототипа электрического телеграфа было опубликовано в 1753 году в журнале «Scot’s Magazine» по письму «Быстрый способ передачи известий» (англ. «An Expeditious Method of Conveying Intelligence»), полученного ...
Сущность денег