Проблемы системы безналичных расчетов в современных условиях и пути их решения

Информация » Система безналичных расчетов в Российской Федерации и направления ее совершенствования » Проблемы системы безналичных расчетов в современных условиях и пути их решения

Страница 1

Безналичные расчеты являются завершающей стадией выполнения хозяйственных договоров, представляют одну из форм хозяйственной самостоятельности хозрасчетных предприятий. Предприятия материально заинтересованы в нормальном и бесперебойном ходе реализации произведенной продукции, неотъемлемой составной частью которой являются безналичные расчеты.

Важной особенностью современной системы безналичных расчетов является автоматизация процессов прохождения документов на разных стадиях обработки. Почти полностью исключена ручная работа при составлении расчетно-денежных документов. Автоматизирован учет и контроль поступающих для дальнейшей обработки, документов. Автоматизирован и процесс проводки платежей по счетам как внутри учреждений банков, так и между ними.

Полная автоматизация системы безналичных расчетов имеет колоссальное значение для упорядочения банковского документооборота, сокращения сроков платежей, сможет гарантировать от незаконного доступа к расчетно-денежным документам. Несмотря на установление унифицированных сроков обработки и прохождения финансовых документов в банках, введение штрафов за необоснованные задержки расчетов, состояние расчетов от этого не улучшается. По- прежнему у клиента, как и раньше, нет возможности точно определить когда его средства поступили в банк, а когда на его расчетный счет.

Необходимо полное техническое переоснащение банков на базе персональных компьютеров, скорейшее внедрение локальных сетей по обработке счетов, осуществление электронных расчетов между клиентами банков, между банками и РКЦ, а также с различными регионами России. Банки активно овладевая передовой технологией, стремятся перенять международный опыт расчетов. Общемировая же тенденция в этой области - вытеснение из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков. Широкое применение электронных денежных расчетов, дальнейшая автоматизация и компьютеризация банковской деятельности является главными предпосылками для успешного внедрения и развития межбанковского клиринга.

Клиринг представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачетах взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги) и ценные бумаги. Концепция платежей при клиринге позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платежных средств, расширяет сферу безналичного оборота, облегчает управление им. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников расчетов. Клиринг в банковской сфере может проводиться как внутри страны, так и между странами.

Клиринговое учреждение – это организация, являющаяся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которому на основании лицензии, выданной ЦБ РФ, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга.

Основными целями создания клирингового учреждения являются:

- ускорение и оптимизация расчетов между банками и другими кредитными учреждениями в РФ, с другими государствами;

- повышение достоверности и надежности расчетов;

- развитие и обеспечение новых форм безналичных денег (чеков, векселей, кредитных карточек);

- рациональное использование временно свободных ресурсов банков;

- внедрение современных международных технологий, стандартов, вхождение в мировую банковскую систему;

- создание современной информационной банковской структуры.

Клиринговое учреждение, оснащенное программно- техническими комплексами, должно обеспечивать:

- прием, передачу данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств;

- надежную многоуровневую защиту данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения информации;

- контроль достоверности данных на всех этапах.

Необходимо выделить некоторые банковские операции, поддерживающие выполнения клиринга:

- привлечение вкладов (депозитов) и предоставление краткосрочных кредитов по соглашению с заемщиком;

- открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;

- оказание брокерских и консультационных услуг, осуществление лизинговых операций;

- приобретение права требования по поставке товаров и оказания услуг, принятие рисков использования таких требований и инкассации этих требований (форфейтинг), а также выполнение этих операций с дополнительным контролем за движением (факторинг).

Эти операции могут производиться как в рублях, так и в иностранной валюте при наличии соответствующей лицензии.

Для создания конкурентных условий на рынке расчетного обслуживания Банк России с 1 января 1997 года ввел плату за предоставляемые услуги. Банки сталкиваются со все большим давлением со стороны конкурентов, предлагающих новые услуги, и одновременно теряют свое монопольное влияние в отношении своих традиционных функций в результате усиления конкуренции со стороны других финансовых и не финансовых компаний. На денежных рынках появились такие новые виды ценных бумаг, как программы выпуска евронот, еврокоммерческие векселя, депозитные сертификаты, облигации с плавающей ставкой, обязательства с различными формами опционов и другие сложные финансовые инструменты. Сейчас каждый банк самостоятельно разрабатывает и определяет порядок расчетного обслуживания клиентов. Тарифы расчетного обслуживания определяются дифференцированно. Для привлечения корпоративных клиентов существуют более гибкие условия для расчетного обслуживания. Дальнейшая работа банков в этом направлении способствует увеличению объемов совершаемых расчетных операций.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Специализация страхователей, страховые объединения
Страхователь — это лицо, которое в силу закона или договора страхования обязано уплатить страховщику страховую премию (плату за страхование), а при наступлении предусмотренного события (страхового случая) вправе требовать от страховщика с ...

Платёжная система Maestro
Карта Сбербанк-Cirrus/Maestro "Молодежная! сочетает в себе международную дебетовую карту Сбербанк-Cirrus/Maestro и приложение к ней - комплект членства в программе "Молодежная карта EURO<26". Карта Сбербанк-Cirrus/Maest ...

Роль посредников
Большинство людей считают, что компания по работе с ценными бумагами — это фирма, выступающая в качестве агента, который берет комиссию за консультацию и предоставление услуг для клиентов, предполагая, что этот агент всегда будет зарабаты ...

Актуально о банках

Сущность денег


Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производительных сил и производственных отношений.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cleverbanks.ru