Специфика M&A-сделок в российском банковском секторе неразрывно связана с последующей судьбой целевого банка после завершения сделки. Многие региональные банки либо вовсе прекращают свое существование, становясь частью материнской компании (преобразование купленного банка в филиал), либо продолжают функционировать как дочерние банки материнской финансовой структуры в рамках единой банковской группы. То, что произойдет с поглощенным банком после завершения сделки, зависит прежде всего от целей M&A-сделки и желания материнского банка инвестировать в дальнейшем в купленный банк для обеспечения его устойчивого развития.
Иногда происходит полное заимствование клиентской базы купленного банка материнским. Это означает ее практически полное исчезновение у приобретенной кредитной организации. Одновременно осуществляется переход на баланс покупателя наиболее ценных и способных генерировать доходы активов купленного банка, "перетаскивание" квалифицированных кадров. Поскольку финансовые средства не направляются ни на модернизацию бизнеса приобретенного банка, ни на продвижение его бренда, то со временем банк-цель становится нефункционирующей кредитной организацией, разве что с действующими лицензиями ЦБ РФ. Наиболее ярким примером банка, осуществляющего такую стратегию, является МДМ-банк. За короткий срок он сумел существенно увеличить свои активы за счет перевода клиентской базы из поглощенных средних и крупных по российским меркам банков, одновременно обеспечив их дальнейший упадок и продажу некоторых из них по бросовой цене. Так, МДМ-банк приобрел в конце 2000 г. Конверсбанк, в 2001 г. - Петровский народный банк (ныне МДМ-банк Санкт-Петербург), в 2002 г. - Инкасбанк и Уралсибсоцбанк (сейчас МДМ-банк Урал), входившие на момент покупки в число 100 крупнейших российских банков. Конверсбанк и Инкасбанк уже проданы, а банк Петровский и Уралсибсоцбанк преобразованы, причем масштабы бизнеса всех банков резко упали.
Вместе с тем в российской практике слияний и поглощений есть и примеры того, когда приобретаемый банк становился органической частью банка-приобретателя. При этом M&A-сделка давала дополнительный импульс дальнейшему развитию обоих банков, но уже под одним брендом. Реализация стратегии укрепления бизнеса приобретаемой кредитной организации более вероятна в тех случаях, когда банк-покупатель и целевой банк имеют разную специализацию или когда поглощаемая структура обладает известным на рынке брендом. Так получилось с банком "Уралсиб". Сначала инвестиционно-банковская группа "НИКойл" приобрела Автобанк в 2002 г., мотивом покупки которого послужили хорошие тогда позиции в банковской рознице. Далее последовала покупка "НИКойлом" банковской группы "Уралсиб". В результате сейчас, реализуя последовательную политику по покупке банков-целей, "Уралсиб" сумел стать по совокупным банковским активам, рентабельности банковского собственного капитала, величине кредитного портфеля и другим показателям одним из лидеров российского финансового рынка.
Еще одним примером укрепления бизнеса приобретенного банка является сделка между Росбанком и финансовой группой ОВК, возникшей на основе СБС-АГРО. Первоначально было объявлено о слиянии Росбанка и ОВК. Однако фактически произошли покупка и перевод бизнеса ОВК в Росбанк. Реализовав намеченное, Росбанк сумел стать одним из лидеров розничного кредитования в России.
Спецификой российских банковских слияний и поглощений является также и то, что большинство из них являются горизонтальными. Причем в практике российских слияний и поглощений кредитных организаций можно выделить только несколько сделок по слиянию, например объединение Еврофинанса и Моснарбанка, а также ММБ и Банка Австрия Кредитанштальт Россия (БАКАР). Все остальные сделки носили характер поглощения. Иногда заключаются сделки и конгломератного типа, когда происходит объединение коммерческих банков с инвестиционными институтами и страховыми компаниями. К их числу можно отнести осуществленную в 2002 г. сделку по слиянию Росбанка с инвестиционным банком МФК.
Другое по теме:
Опцион эмитента на акцию
В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» опцион эмитента - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств опред ...
Анализ структуры и динамики банковских продуктов и услуг ООО «Хоум Кредит
энд Финанс Банк»
ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк", один из лидеров российского рынка банковской розницы, работает на российском рынке с 2002 года. В 2009 г. (МСФО) года активы банка составили 93,462 млрд. рублей, капитал – 22,541 млрд. рублей, ...
Вексельная форма расчетов
ВЕКСЕЛЬНАЯ ФОРМА РАСЧЕТОВ представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.
Коммерческий кредит в товарной форме с испо ...
Сущность денег