Оценка деятельности работников служит основой для проведения административных кадровых процедур. Основная трудность оценки обусловлена большим числом параметров, характеризующих человека и специалиста и носящих преимущественно описательный характер. Рассмотренные выше подходы и принципы оценки обусловливают обязательность использования методов, дающих максимально возможную объективную оценку. Наибольшая эффективность достигается при использовании комплексной оценки работника. По ее итогам составляется документ «Служебная оценка» и принимаются соответствующие кадровые решения.
Аттестационная комиссия (не менее трех человек) после проведения необходимой подготовительной работы и заполнения оценочного документа проводит заключительное заседание — собеседование с работником, на котором его знакомят с содержанием аттестационного листа, отвечают на все его вопросы. В случае необходимости заслушивают доверенное лицо аттестуемого. Затем объявляется итоговая оценка, учитывающая все аспекты профессиональной культуры: профессиональную компетентность, исполнительскую дисциплину, эффективность обучения и саморазвития, социальную коммуникабельность, психологические особенности и потенциальные возможности. Несмотря на многообразие методов оценки, общая (итоговая) оценка, как правило, тяготеет к одному из пяти возможных уровней служебных успехов и достижений в цифровом и словесном выражении (см.табл. 2.3).
Таблица 2.3
Классификационные ряды в оценке
Уровень (класс) |
Балл |
Комментарии |
Отлично (или очень хорошо) |
5 |
Успехи соответствуют или превышают особо высокие (идеальные) требования. Особо выдающиеся успехи. |
Хорошо |
4 |
Успехи полностью соответствуют или несколько выше среднего уровня требований. |
Удовлетворительно |
3 |
Успехи в основном соответствуют среднему уровню требований. |
Достаточно |
2 |
Деловое поведение в общем соответствует среднему уровню требований, еще удовлетворяют организацию, но есть отдельные недостатки и проблемы. Конфликтные ситуации. |
Неудовлетворительно |
1 |
Деловая активность и успехи в силу значительных недостатков, пробелов не достигают (ниже) среднего уровня требований. |
Плохо |
0 |
Полная профессиональная непригодность |
Если результаты оценки оказываются ниже нормы (среднего уровня требований), и в особенности хуже результатов, полученных в предыдущей оценке, члены аттестационной комиссии должны обязательно в аттестационном листе указать причины. И если они связаны с ухудшением состояния здоровья, условий труда и т. д., то принимаются во внимание законодательно-нормативные документы. Кроме определения уровня служебной успешности в заключение даются конкретные предложения или рекомендации для дальнейшего служебного роста аттестуемого работника, его карьеры. В частности, могут быть указаны должности, на которые он может претендовать, причем эти указания носят рекомендательный характер.
Аттестационные листы остаются в личных делах работников, а информация является конфиденциальной.
В рамках действующей системы служебной оценки банковских служащих можно выделить два вида аттестации (оценки), аналогичных по процедуре, форме проведения, но различных по другим признакам:
а) регулярная (очередная, плановая). Такая оценка организуется один раз в год и в ней принимают участие все категории персонала, кроме тех, которые к моменту аттестации достигают пенсионного возраста или находятся в состоянии продолжительной болезни, служебной командировки или на курсах повышения квалификации, а также сотрудников, проходящих испытательный срок;
б) оценка по необходимости. Это, как правило, внеочередная служебная аттестация, обусловленная либо производственной необходимостью, либо причинами индивидуального характера: по инициативе самого работника при продвижении по службе или смене видов деятельности, участии в конкурсах, переходе на научно-педагогическую работу, выезде на работу за рубеж. В разряд особо значимых причин входят изменения управленческо-административных функций работника, когда инициатива исходит от руководителя высшего звена (т. е. работнику делегируют «особые полномочия»).
Другое по теме:
Общая характеристика организации
Расчетно-кассовый центр города Камышлова функционирует в составе Главного управления ЦБ по Свердловской области, является его обособленным структурным подразделением, входит в единую централизованную систему Банка России с вертикальной си ...
Перспективы консолидации банковского сектора
Для укрепления своих позиций на рынке и роста капитализации многим российским банкам необходимо создание альянсов и привлечение стратегических инвесторов. С точки зрения перспектив развития банковского сектора наряду с динамическими факто ...
Частное медицинское страхование
Частным медицинским страхованием занимаются 52 коммерческие страховые компании, в которых застраховано 7 млн. жителей, имеющих доход более 6000 DM в месяц (из 18% населения, имеющих доход более 6000 DM в месяц, в системе частного медицинс ...
Сущность денег