Система построения пенсий и пособий в республике Беларусь

Информация » Социальное страхование на территории Республики Беларусь » Система построения пенсий и пособий в республике Беларусь

Страница 4

В промышленно развитых странах, особенно в континентальной Европе, распределительная система в настоящее время является преобладающей [8, c.6].

Смысл накопительной системы - обеспечить инвестиционный доход (за вычетом потерь от инфляции и издержек на администрирование). "Запустить" накопительный уровень при отсутствии минимальной степени развития финансового рынка нельзя. Поэтому будет большой иллюзией надеяться, что рынок капитала Беларуси в нынешнем его состоянии, с учетом отсутствия какой-либо подготовки к введению новой системы, сможет обеспечить даже минимальную доходность. Это тем более сложно, что в условиях государственной монополии средства пенсионного страхования с большой долей вероятности будут расходоваться на иные цели, нежели пенсионное обеспечение.

При оценке достоинств и недостатков накопительной и распределительной систем нельзя не обратить внимание на размер административных расходов по управлению активами пенсионных фондов. Эта работа очень трудоемкая и объективно сопряжена с высокими расходами. В странах с накопительными пенсионными планами, несмотря на принимаемые меры, такие расходы на порядок выше чем в странах с солидарными пенсионными системами. Это также является важным недостатком накопительных систем.

Из опыта стран, применяющих накопительную пенсионную систему, следует, что она реально распространена лишь на 36% населения страны. Остальные 64% в соответствии с законодательством получают социальную защиту через систему социальных и минимальных пенсий, социальных пособий из средств государственного бюджета, формируемого за счет общих налогов. Напрашивается вывод, что система рассчитана на трудящихся со стабильно высокими доходами, занятыми в государственном или частном секторе экономики, пенсионные отчисления за которых производятся работодателем. Но в таком случае и накопительная пенсионная система должна оцениваться не только по показателям эффективности чисто накопительной части, но с учетом уровня защищенности всех граждан страны, с учетом всех расходов на социальную защиту.

По словам координатора департамента специальных исследований Экономической комиссии ООН для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) Андраса Утоффа, пенсионная накопительная система, долгое время находившаяся вне критики, на практике оказалась достаточно затратной с точки зрения нагрузки на госбюджет и, что самое главное, не произвела ожидаемого эффекта.

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что для введения обязательного накопительного элемента в государственной системе социального страхования Беларуси в настоящее время нет основ, прежде всего - экономических.

На данном этапе предпочтительным является внедрение принципа добровольного участия в накопительной пенсионной системе. При этом важным представляется не только накопление, а нечто большее - новая философия зарабатывания средств на старость.

Механизм добровольного пенсионного страхования получил достаточно широкое распространение в развитых странах. К примеру, в Германии и США им пользуются около половины населения. Движущим стимулом развития этих систем является то, что государства не только гарантируют сохранность пенсионных накоплений, пресекая злоупотребления и наказывая нарушителей законов, но и всячески стимулируют рост накопительных пенсионных фондов. Главная роль в этой сфере отведена налоговому регулированию. В частности, взносы в пенсионные фонды как работников, так и работодателей, а также инвестиционный доход не облагаются подоходным налогом в течение всего периода накопления.

В нашей стране такая система пока не получила достаточного развития. Из почти 10 млн. жителей Беларуси о дополнительных пенсиях задумались лишь 100 тыс. человек (10%). Одна из причин этого - отсутствие практики такого страхования, а также бедность населения. Серьезным ударом по добровольному накопительному страхованию явилось решение об обложении взносов по страхованию жизни и пенсий 35% -ным налогом на социальное страхование (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2004 г. №860). Отныне каждое предприятие, решившее обеспечить своих работников дополнительной пенсией, должно платить еще 35% в Фонд социальной защиты населения. Конечно, это не лучшим образом повлияет на развитие дополнительного пенсионного страхования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов
В системе страхования вкладов по состоянию на 1 июля 2009 года зарегистрировано 935 банков, однако требованиям к участникам этой системы перестали соответствовать целый ряд игроков. Одним из критериев соответствия банка требованиям к учас ...

Принципы системы страхования вкладов физических лиц
Страхование банковских вкладов базируется на следующих принципах, закрепленных в ст. 3 Закона о страховании вкладов: 1. Обязательность участия банков в системе страхования вкладов. Как установлено ч. 1 ст. 6 Закона о страховании вкладов ...

Оценка основных проблем связанных с порядком исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
Из-за отмены ЕСН с 2010 возникнут трудности с зачетом переплат по ЕСН. Ведь администратором страховых взносов с 2010 года будут внебюджетные фонды, а переплатами по единому социальному налогу за прошлые годы продолжат заниматься налоговик ...

Актуально о банках

Сущность денег


Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производительных сил и производственных отношений.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cleverbanks.ru