Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года №4015–1 (с последними изменениями, внесенными Федеральным Законом от 07.03.2005 №12-ФЗ), определяет, что страховой надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками страховых отношений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
При этом страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.
Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами.
Причем, в редакциях закона от 2004 г. говорится о том, что страховой надзор осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Но в редакции закона от 07.03.2005 №12-ФЗ слова «федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью» заменены в связи с разделением функций правового регулирования и надзора между Минфином России и вновь созданным Росстрахнадзором словами «орган страхового надзора» и «орган страхового регулирования».
В Законе о страховании от 7 марта 2005 г. №12-ФЗ более четко проведено разграничение страхового регулирования и страхового надзора. Хотя это взаимосвязанные понятия, но их функции и цели различны.
Основными целями государственного регулирования являются: установление нормативных требований (в законах, иных правовых актах) к проведению операций страхования и в целом к деятельности страховщиков, которые обеспечивают гарантированную страховую защиту материальных, нематериальных ценностей (благ) юридических, физических лиц, их имущественных интересов; обеспечение эффективного формирования и использования (размещения) страховщиками страховых резервов и других денежных фондов.
Органом страхового регулирования является Министерство финансов РФ.
Органом же страхового надзора на сегодняшний день является Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор). Она была создана на базе Госстрахнадзора в 1993 г.
Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:
а) принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;
б) выдача и отзыв квалификационных аттестатов;
в) ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
г) осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;
д) осуществление контроля за представлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;
е) получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;
ж) выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
з) обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
и) обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.
Эффективность страхового надзора за деятельностью страховых организаций может быть сведена к следующим компонентам:
– использование достоверной и полной финансовой, бухгалтерской и иной информации;
– своевременность и полнота надзора;
– действенность и оперативность в применении санкций со стороны надзорных органов.
За время существования страхового надзора было принято немало различных нормативных актов. Часть из них утратила силу в связи с вступлением в действие новой редакции Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Это относится к Условиям лицензирования страховой деятельности (Приказ Росстрахнадзора от 19.05.94 г. №02–02/08) и Положению о порядке дачи предписания, ограничении и приостановлении действия лицензии, отзыве лицензии (Приказ Росстрахнадзора от 16.03.94 г. №02–02/03) и некоторым другим. Другая часть актов признана недействующей, например, потому, что письма и разъяснения не являются нормативными правовыми актами. Некоторые приказы были признаны не подлежащими применению, поскольку не были зарегистрированы в Минюсте России.
Другое по теме:
Методы денежно-кредитной политики
В рамках денежно-кредитной политики государства применяются прямые и косвенные методы.
Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на фина ...
Условия кредитования индивидуальных заемщиков
Под условиями кредитования обычно понимаются требования, предъявляемые к базовым элементам кредитования: субъектам, объектам, обеспечению. С целью рассмотрения данного вопроса целесообразно изучить порядок кредитования ссудозаемщиков учре ...
Необходимость и цели государственного регулирования
Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников. Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации ее с ...
Сущность денег