В отличие от классической марксисткой теории неоклассическая школа считает стоимость субъективной категорией, определяемой степенью полезного эффекта, и недостаточным сведение стоимости только к затратам.
В последующем возникает новый подход, в соответствии с которым стоимость определяется ценностью последней единицы, величиной предельной, конечной полезности блага. В таком случае стоимость определяется не средними, а предельными (маржинальными) величинами.
Теория предельной полезности (маржинальная теория), устанавливая критерии для сравнения товаров и их меновых пропорций:
■ категорически отказывается определять стоимость товаров и их меновых пропорций;
■ определяет стоимость (ценности) блага величиной полезного эффекта, получаемого человеком от потребления;
■ учитывает только индивидуальные оценки полезности блага;
■ стоимость труда (издержки производства) определяет как производное от стоимости;
■ не относит стоимость к чему-то, имманентно присущему товару;
■ ценность блага увязывает с его ограниченностью.
Естественным выходом из этого противоречия был синтез теории предельной полезности и трудовой теории стоимости. Теоретики неоклассического экономического анализа связывают стоимость с равновесным спросом и предложением на рынке, где он сам устанавливается при условии полезности блага и определенной величине связанных с ним издержек.
Рационалистический и эволюционный подходы, объясняющие возникновение денег рядом общих причин, не исключают некоторые другие (частные) причины, характерные для определенных этапов развития общества.
К таким причинам следует отнести:
■ наличие международного разделения труда, международных экономических связей, требующих эквивалентного обмена продуктами труда;
■ наличие разнообразных форм собственности на средства производства, приводящих к обособлению производителей и требующих обмена товарами;
■ требование морального и материального стимулирования затрат труда;
■ неоднородность труда, что обусловливает распределение материальных благ в зависимости от затрат труда.
Другое по теме:
Основные направления деятельности Национального банка
Национальный банк - центральный банк Республики Беларусь действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом, законами Респу ...
Использование маркетингового подхода при введении новых банковских услуг
ООО«Хоум Кредит энд Финанс банк» ставит для себя целью существенно увеличить занимаемую долю оказания услуг клиентам на данном сегменте рынка, не менее чем в 2 раза увеличить оборот по клиентским операциям с ценными бумагами.
Отдельным н ...
Организация имущественного страхования
Развитие страхового рынка является важным фактором, обеспечивающим стабильность деятельности хозяйствующих субъектов и защиту имущественных интересов граждан. Роль имущественного страхования как мощного экономического механизма и составн ...
Сущность денег