Рисунок 5. Объем привлечения капитала через
IPO
У некоторых российских компаний имеется положительный опыт IPO в виде первичного размещения АДР на зарубежных биржах, в том числе на NYSE: «ВымпелКом» — 100 млн долл. (ноябрь 1996 г.), МТС — 371 млн долл. (июнь 2000 г.), «Вимм-Билль-Данн» привлек 238 млн долл. (февраль 2002 г.). Однако IPO на зарубежных биржах не может рассматриваться в качестве рецепта для большинства российских компаний — это весьма затратная и длительная процедура, которая по силам лишь весьма крупным компаниям, отличающимся прозрачностью, международным уровнем корпоративного управления и перспективами быстрого роста. Для большинства частных российских компаний наиболее удобным местом проведения IPO должен стать национальный фондовый рынок. Какие проблемы необходимо решить на этом пути?
Одна из проблем — сверхвысокая концентрация рыночного оборота. Сегодня 98% всех сделок на организованном рынке акций осуществляется с бумагами 10 эмитентов. На остальные бумаги (а это почти 250 акций), торгуемые на ведущих биржах, приходится менее 2% оборота. Отсутствие ликвидности по большинству бумаг и привычка инвесторов оперировать очень узким кругом акций обрекает вновь размещаемые акции на попадание в категорию «неликвидов».
Также проблемой является низкая доля акций эмитента, находящихся в свободном обращении (free float). По данным Boston Consulting Group (BCG), данный показатель в среднем по российскому рынку составляет 27%. Для сравнения: в странах с развитыми рынками этот показатель достигает 80-90%. Низкий free float снижает ликвидность торгов акциями и интерес инвесторов к ним.
К IPO весьма редко прибегают зрелые компании, в основном это новые быстрорастущие структуры различных отраслей, сформировавшиеся из венчурного бизнеса. К сожалению, в России венчурный бизнес находится в зачаточном состоянии, и, как следствие, потенциальных кандидатов на IPO среди быстрорастущих технологических компаний мало.
Кроме того, проведение IPO на российском рынке пока остается достаточно рискованным для эмитента. Причина заключается в трудности определить адекватную цену размещения из-за отсутствия рыночных котировок компаний-аналогов. Как следствие — значительный риск получить заниженные котировки. Не способствует повышению спроса и неразвитость публичных механизмов размещения акций среди частных инвесторов, непосредственно работающих на рынке (имеющих брокерские счета). На российском рынке их пока мало — не более 100 тыс. при 60 млн в Китае и 80 млн в США.
Существуют серьезные проблемы нормативного характера. Одна из них связана с необходимостью утверждения регулятором отчета об итогах размещения ценных бумаг и приводит к разрыву между размещением и началом вторичных торгов длительностью не менее месяца. Если для облигаций данная проблема не столь критична (стоимость облигаций может измениться на несколько процентов), то для владельцев акций месячное «сидение на неликвидах» может обернуться значительными убытками.
Оценивая перспективы IPO на российском рынке, необходимо ответить на два вопроса: какие компании придут на рынок с IPO и какие технологии размещения наиболее перспективны на российском рынке?
Другое по теме:
Законы денежного оборота
Важной проблемой регулирования денежного оборота является задача определения количества денег, необходимых для обращения. Первоначально данный закон трактовался как закон, определяющий количество денег, необходимых для товарного обращения ...
Организация имущественного страхования
Развитие страхового рынка является важным фактором, обеспечивающим стабильность деятельности хозяйствующих субъектов и защиту имущественных интересов граждан. Роль имущественного страхования как мощного экономического механизма и составн ...
Кредитование юридических лиц
Сберегательный банк России предоставляет следующие виды кредитов для юридических лиц:
Виды кредитования Сбербанком России юридических лиц представлены и обобщены в диаграмме 2.2.1.
Диаграмма 2.2.1
Единовременный кредит
. Используется ...
Сущность денег