В банковской практике до сих пор практически не существует единой стандартизированной системы оценки кредитоспособности. Банки разных стран используют различные системы анализа кредитоспособности клиента. Основными причинами такого многообразия являются: различная степень доверия к количественным (поддающимся измерению) и качественным (поддающимся измерению с большим трудом, с высокой степенью допустимости) способам оценки факторов кредитоспособности; особенности индивидуальной культуры кредитования и исторически сложившейся практики оценки кредитоспособности; многообразие факторов, влияющих на уровень кредитоспособности. [15; 204]
Вместе с тем в мировой банковской практике кредитоспособность клиента являлась и является одним из основных объектов оценки при определении целесообразности осуществления кредитной сделки. В своем историческом развитии способы определения кредитоспособности постоянно совершенствуются. Ключевыми этапами оценки кредитоспособности являются финансовый (количественный) анализ, когда рассчитываются коэффициенты, характеризующие финансово-экономическое состояние предприятия, и нефинансовый анализ, основанный на использовании различных характеристик клиента: уровень менеджмента, надежность деловых партнеров, конкурентная среда, опыт работы на рынке, состав акционеров и др. Широкое развитие получила комбинация финансового и нефинансового анализов. [15; 204]
В различных странах применяются различные системы оценки кредитоспособности клиентов банка. Наиболее распространенные из них представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Наиболее распространенные системы оценки кредитоспособности клиента
«Правило пяти си» (США) |
CAMPARI (некоторые европейские банки) |
COPF (Германия) |
CAMEL (Мировой банк) |
PARSER (Англия) |
C-character (репутация заемщика) C-capacity (финансовые возможности) C-capital (капитал, имущество) C-collateral (обеспечение) C-condition (общие экономические условия) |
C-character (репутация заемщика) A-ability (способность к возврату кредита) M-merge (доходность кредитной операции) P-purpose (целевое назначение кредита) A-amount (размер кредита) R-repayment (условия погашения) I-insurance (обеспечение) |
C-competition (конкуренция в отрасли) O-organization (организация деятельности) P-personnel (персонал, кадры) F-finance (финансы, доходы) |
C-capital (достаточность собственного капитала) A-assets (размер активов) M-management (качество менеджмента) E-earning (доходность) L-liquidity (ликвидность) |
P-person (репутация заемщика) A-amount (сумма кредита) R-repayment (возможности погашения) S-security (обеспечение) E-expediency (целесообразность кредита) R-remuneration (вознаграждение банку) |
В американской практике применяется «правило пяти си». С этим методом хорошо знакомы многие российские специалисты, он позволяет оценить надежность клиента с точки зрения своевременного погашения долга банку. Основные критерии отбора клиентов по этому методу обозначены словами, начинающимися на букву «с»:
Характер заемщика (character). Под «характером» понимается репутация заемщика, степень ответственности и желание погасить долг. Моральный фактор имеет самое большое значение при определении кредитоспособности. Поэтому кредитные работники очень тщательно изучают кредитную историю заемщика, его поведение в тех или иных ситуациях, используя всевозможные источники информации, в первую очередь данные кредитных агентств (бюро).
Платежеспособность (capacity). Способность возвратить кредит – субъективное суждение о платежеспособности клиента на основе анализа истории развития его бизнеса и финансовых возможностей заемщика, которые определяют его способность погасить долг. Финансовое состояние определяется с помощью тщательного анализа доходов, расходов и перспектив их изменения в будущем.
Другое по теме:
Раскрытие информации на рынке ценных бумаг
В целом концепция раскрытия информации (гласности) лежит в основе всех представлений о введении общественного и рыночного саморегулирования и является центральной в обеспечении общественной и рыночной стабильности.
Система раскрытия инфо ...
Сущность и механизм банковской мультипликации
При существовании двухуровневой банковской системы механизм безналичной денежной эмиссии действует на основе банковской (кредитной, депозитной) мультипликации. Для правильного понимания безналичной денежной эмиссии как объективно действую ...
Мероприятия по совершенствованию страхования в РФ
Для обеспечения непрерывности производства и поддержания социальной стабильности в обществе необходимо минимизировать уровень недострахования рисков в экономике. К 2020 году уровень страховой защиты рисков, традиционно подлежащих страхова ...
Сущность денег