Можно указать следующие основные факторы делового риска: надежность поставщиков; диверсифицированность поставщиков; сезонность поставок; длительность хранения сырья и материалов (являются ли они скоропортящимися); наличие складских помещений и необходимость в них; порядок приобретения сырья и материалов; экологические факторы; мода на сырье и материалы; уровень цен на приобретаемые ценности и их транспортировку (доступность цен для заемщика, опасность повышения цен); соответствие транспортировки характеру груза; риск ввода ограничений на вывоз и ввоз импортного сырья и материалов. [24; 245]
Перечисленные факторы делового риска обязательно принимаются во внимание при разработке банком стандартных форм кредитных заявок технико-экономических обоснований возможности выдачи ссуды. Оценка делового риска коммерческим банком может формализоваться и проводиться по системе скоринга, когда каждый фактор делового риска оценивается в баллах.
Баллы проставляются по каждому критерию и суммируются. Чем больше сумма баллов, тем меньше риск и больше вероятность завершения сделки с прогнозируемым эффектом, что позволит заемщику в срок погасить свои долговые обязательства. [17; 236]
Деловой риск связан также с недостатками законодательной основы для совершения и завершения кредитуемой сделки, а также со спецификой отрасли заемщика. Необходимо учитывать влияние на развитие данной отрасли альтернативных отраслей, систематического риска по сравнению с ситуацией в экономике в целом, подверженность отрасли цикличности спроса, постоянство результатов в деятельности отрасли и т.д. [24; 246]
Оценка кредитоспособности заемщика представляет собой процесс отбора и анализа показателей, оказывающих влияние на величину кредитного риска, их анализ и систематизацию в виде присвоения кредитного рейтинга. [18; 51]
В целом данные анализа коэффициентов и денежного потока позволяют дать обобщенную качественную оценку кредитоспособности заемщика, которая оформляется в виде установления класса или рейтинга (в баллах) кредитоспособности.
Рейтинг кредитоспособности (кредитный рейтинг) представляет собой универсальное значение, сформированное на основании значений определенного количества показателей. Процесс присвоения кредитного рейтинга заключается в переходе от нескольких показателей, присущих деятельности заемщика, к агрегированному значению одного показателя, характеризующего класс кредитоспособности. Появление рейтинга обусловлено необходимостью единого показателя, обладающего высокой степенью информативности при анализе кредитоспособности.
Так, рассмотрение финансовых показателей предприятия в отдельности недостаточно для выявления уровня кредитоспособности предприятия в целом. Существование большого количества разрозненных показателей затрудняет процесс принятия решений при предоставлении кредита. Таким образом, оценка кредитоспособности производится по всей совокупности показателей, характеризующих, например, способность заемщика получать доход, аккумулировать денежные средства для погашения кредита, наличие достаточных активов и т.д. [18; 47]
Выделение различных категорий заемщиков позволяет дифференцировать условия кредитования и оптимизировать процентную политику кредитора, а также решить вопрос о выборе наиболее приемлемого для каждой категории заемщиков обеспечения кредита. Здесь должна идти речь не просто о выборе надежного обеспечения, а об адекватности обеспечения уровню кредитного риска. [13; 533]
Кредитоспособность мелких предприятий может оцениваться таким же образом, как и способность к погашению долга у крупных и средних заемщиков – на основе финансовых коэффициентов кредитоспособности, анализа денежного потока и оценки делового риска.
Однако использование банком финансовых коэффициентов и метода анализа денежного потока затруднено из-за состояния учета и отчетности у этих клиентов банка. У зарубежных и российских предприятий малого бизнеса, как правило, нет лицензированного бухгалтера. Кроме того, расходы на аудиторскую проверку для этих клиентов банка недоступны. Поэтому отсутствует аудиторское подтверждение отчета заемщика. В связи с этими причинами оценка кредитоспособности клиента основывается не на его финансовой отчетности, а на личном знании работником банка бизнеса данного клиента Последнее предполагает постоянные контакты с клиентом: личное интервью с клиентом, регулярное посещение его предприятия.
Другое по теме:
Инструменты рынка ценных бумаг
Инструменты рынка ценных бумаг можно разбить на три основных категории инвестиционных продуктов:
• облигации;
• акции;
• инструменты, дающие право на другой инструмент.
Более 90% от стоимости всех национальных и международных инвестиц ...
Роль страхования в формировании инвестиционного
капитала в РФ
В мировой экономике страховые компании принадлежат к числу наиболее крупных коллективных инвесторов и занимают активную инвестиционную позицию. Такого рода активность напрямую зависит от динамики страхового рынка в целом. Если она положит ...
Перспективы развития
рынка корпоративных облигаций в России
В настоящее время в России сложились достаточно хорошие предпосылки для успешного развития рынка корпоративных облигаций, а именно:[10]
1. Позитивные сдвиги в российской экономике и во внешней торговле позволяют предприятиям и организаци ...
Сущность денег