В конце ХХ столетия повсеместно во всех развитых и развивающихся странах мира возникли проблемы страхования старости. Это, в первую очередь, старение населения вследствие увеличения продолжительности жизни. Рост количества пенсионеров создает дополнительную нагрузку на всю экономику страны. Пенсионные законодательства даже в развитых странах не готовы динамично ответить на вызов времени. Снижение продолжительности жизни в Беларуси позволяет нам пока обойти эту сторону проблемы (табл.2.2).
Таблица 2.2
Продолжительность жизни при рождении, Республика Беларусь (число лет)
Период, для которого исчислен показатель |
Все население |
Мужчины |
Женщины |
До 1917 1958-1959 1970-1971 1980-1981 1991 1995 1996 1997 1998 1999 2000 |
37,5 70,3 72,5 71,1 70,7 68,6 68,6 68,5 68,4 67,9 69,0 |
37,0 66,2 68,1 65,9 65,5 62,9 63,0 62,9 62,7 62,2 63,4 |
38,0 73,5 76,0 75,7 75,5 74,3 74,3 74,3 74,4 73,9 74,7 |
Источник: Статистический ежегодник. Республика Беларусь. 2001 / Министерство статистики и анализа РБ. -- Мн.: [Б.и.], 2001. [табл.3.17, стр.91]
Практически по всем видам социальных рисков, кроме безработицы, выплаты производятся из государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь.
Структура доходов Фонда в 2000 году показана на рис.2.3 [33, с.11].
Рис.2.3. Доходы Фонда в 2000г.
Хорошо видно, что основная часть доходов складывается из страховых взносов (более 90%). Существенная часть доходов (4,4%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств. Остальные составляющие доходной части не имеют заметного значения.
Расходная часть Фонда показана на рис.2.4 [33, с.12].
Рис.2.4. Расходы Фонда в 2000 г.
Наибольшая часть расходов - это расходы на выплату пенсий, доля которых в общей сумме расходов составила около 78%.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственных служащих, лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, получающих социальные пенсии, производится за счет (полностью или частично) средств государственного бюджета.
За годы существования Фонда несколько вырос удельный вес расходов Фонда в общем объеме ВВП, который в последние годы зафиксировался на уровне 10,1-10,7 процента, в том числе 8,1-8,6 - пенсионные расходы (рис.2.5) [33, с.12].
Рис.2.5. Удельный вес расходов Фонда в ВВП.
Это невысокий показатель в сравнении даже с развивающимися странами, не говоря уже о странах с высокоразвитой экономикой. Если же еще принять во внимание уровень ВВП в расчете на душу населения в Беларуси в сопоставлении с другими странами, то нетрудно понять, что уровень социальной защищенности пенсионеров и получателей других пособий из средств социального страхования в нашей стране невысок.
Другое по теме:
Страхование запасов
товаров
Страхование запасов на складе в отличии от основных средств (здания и т.д.) величина изменяющаяся даже иногда в течении дня, а стоимость основных средств остаётся неизменной в течение года до следующего баланса, когда эти средства переоце ...
Развитие и функционирование системы ипотечного
кредитования в России
Благодаря ипотеке (в странах, где она приобрела устойчивое и авторитетное значение) банковский, государственный и кооперативный капитал устанавливает свой контроль над значительной частью земельного фонда. Одновременно ипотека служит важн ...
Основные финансово-хозяйственные показатели деятельности ОАО «Ханты-Мансийский
банк»
Исходя из данных приведенных в предыдущем параграфе, до середины 2009 г. в банковском секторе Тюменской области происходила преимущественно борьба с кризисными событиями, а также начало роста ресурсной базы для возвращения объемов кредито ...
Сущность денег