Банки могли подать ходатайство о выдаче им лицензии на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, ориентируясь на положения Инструкции N 75-И. Более того, процедура рассмотрения ходатайств о получении указанной лицензии такова, что на первом этапе их рассматривают территориальные учреждения Банка России, которые могут применить в этих целях положения Инструкции N 75-И.
Однако если банк не получил лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады к дате вступления в силу Закона о страховании вкладов, то к нему должны применяться положения указанного Закона, так как выдача ему данной лицензии автоматически означает вступление банка в систему страхования вкладов.
Именно так, по нашему мнению, необходимо толковать п. 13.2 Инструкции N 109-И, в соответствии с которым кредитная организация для расширения деятельности путем получения лицензии, предусмотренной подп. 14.1.3 (на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях) или подп. 14.1.4 (на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте) данной Инструкции, в дополнение к требованиям, указанным в п. 13.1 Инструкции, должна соответствовать требованиям, установленным Законом о страховании вкладов.[27]
2) Сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона Агентство имеет право требовать от банков произвести перечисление неуплаченных страховых взносов и начисленных пеней и информировать Банк России о факте неуплаты. Как установлено ч. 6 ст. 37 Закона, взыскание денежных сумм неисполненных обязательств банков по уплате страховых взносов, а также пеней осуществляется Агентством в судебном порядке.
Контроль Агентства за поступлением страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов осуществляется путем:
получения отчетности банков и иной информации, определенной в соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона Банком России по согласованию с Агентством;
получения на основании ч. 2 ст. 29 Закона Агентством разъяснений, касающихся информации об уплате банками страховых взносов;
участие служащих Агентства в проверках банков по вопросам, касающимся объема и структуры обязательств этих банков перед вкладчиками, уплаты страховых взносов.
3) Осуществление мероприятий по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам.
Мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам предусмотрены следующими статьями названного Закона:
статьей 12, определяющей порядок выплаты возмещения по вкладам;
статьей 30, определяющей порядок взаимодействия Агентства и банка, в отношении которого наступил страховой случай.
4) Право обращения в Банк России с предложением о применении к банкам за нарушение требований настоящего Федерального закона мер ответственности.
Частью 1 ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.[28]
В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России в соответствии с ч. 2 ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" вправе:
Другое по теме:
Сущность, виды и методы проведения денежных реформ
Изменение элементов денежной системы связано с денежными реформами.
Денежная реформа — это преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения страны.
Радикальные денежные рефор ...
Рассмотрение итогов деятельности кредитных организаций Тюменской области по
данным Банка России
Рассматриваемый период информации включает в себя промежуток времени с 1 июля 2008 г. до 1 июля 2009 г. Известно, что осенью 2008 г. в мировой экономике начался финансовый кризис, отразившийся и на финансовых рынках России, особенно на ры ...
Осуществление НБУ рефинансирования через проведение операций Репо
Национальный банк Украины может проводить с банками операции прямого или обратного Репо согласно с определенными требованиями и заключенными договорами на определенную сумму и срок.
Прямое Репо - это кредитная операция, которая базируетс ...
Сущность денег