Большинство компаний не может получать достаточно прибыльные денежные потоки от своей деятельности для того, чтобы позволить себе роскошь жить без заимствований. В главе 1 говорилось о том, что существует три способа, используя которые компании могут привлекать финансирование: заимствование, выпуск долевых инструментов и продажа активов.
В данном разделе будут рассмотрены те инструменты, которые компания может выпускать для того, чтобы удовлетворить свои потребности в заимствовании, а также будут рассмотрены причины, по которым может быть использован тот или иной метод. В этом разделе не будут обсуждаться инструменты денежного рынка, которые уже рассматривались выше в главе 1. Прежде чем компания начнет выпускать долговые инструменты, она должна принять во внимание ряд факторов. В принципе это те же факторы, которые учитывает банк, принимая решение: предоставлять компании кредит или нет. Анализ этих факторов позволяет банку (как кредитору) определить риски, с которыми он может столкнуться с точки зрения способности компании выплачивать проценты и погасить основную сумму долга в течение установленного временного периода.
ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ КРЕДИТОВАНИИ
Какова цель кредита?
• Будут ли эти средства приносить прибыль, достаточную для выплаты процентов и погашения основной суммы долга в установленное время в рамках графика погашения?
• Какие активы будут предоставлены в качестве обеспечения кредита?
• Имеет ли заемщик право использовать данные активы в качестве залога, (т. е. не являются ли они обеспечением какого-либо другого кредита)?
• Как функционировала компания в течение последних трех финансовых лет?
• Каково соотношение между текущими заемными средствами и акционерным капиталом до получения рассматриваемого кредита и после?
• Насколько может сократиться годовая прибыль компании, чтобы она оставалась в состоянии продолжать обслуживать долг?
• Какой убыток могла бы выдержать компания и при этом продолжать обслуживать основную сумму долга по предлагаемому кредиту?
• Какое воздействие окажет на компанию изменение общерыночных процентных ставок?
• Достаточно ли эффективна система защиты лиц, не являющихся акционерами, т. е кредиторов?
• Имеет ли компания кредитный рейтинг, принятый в национальном и международном масштабе?
Решение кредитора будет зависеть от ответов на вышеперечисленные вопросы. В конечном итоге кредитор примет решение, состоящее из двух частей: готовность предоставить кредит компании и цена (или уровень доходности), по которой кредитор готов предоставить кредит. Чем более положительны ответы на вышеперечисленные вопросы, тем в большей степени кредитор будет готов предоставить кредит и тем меньше будет требуемый им уровень доходности.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЗАЕМЩИКА
Из законов спроса и предложения следует, что кредитор будет стремиться к тому, чтобы предоставить кредит по возможности по самой высокой ставке, а заемщик будет стараться получить кредит по возможности по самой низкой ставке.
Развитие рынка капитала предоставляет заемщикам ряд методов, используя которые они могут привлекать средства. Соответственно заемщик постарается выбрать такой метод, который лучше всего подходит для будущего потенциала компании и несет меньше всего затрат.
Другое по теме:
Спрос и предложение ссудного капитала
Сущность движения ссудного капитала наиболее полно проявляется в процессе передачи его от кредитора к заемщику и обратно. Фактически при этом владельцем капитала (кредитором) осуществляется продажа заемщику не самого капитала, а права на ...
Паспорт сделки как инструмент валютного контроля
Одним из способов воздействия государства на предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов служит валютное регулирование внешнеэкономической деятельности. Задача государства не допустить оттока капитала за рубеж и обеспечить ре ...
Системы платежных расчетов пластиковыми картами
Платежная система – это совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных зад ...
Сущность денег