Обеспечение исполнения законодательства

Информация » Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулирования » Обеспечение исполнения законодательства

Страница 1

Эффективное регулирование РЦБ требует не только активного правового и институционального регулирования происходящих в этой сфере процессов, но и создания системы регулярного контроля, обеспечивающего соблюдение законодательства всеми участниками рынка ценных бумаг.

На начальном этапе развития фондового рынка в России основное значение имели вопросы создания правил поведения на рынке. Такой подход был в некоторой степени было оправдан в период становления рынка ценных бумаг в России. Регулирующие органы — Минфин России, а в дальнейшем ФКЦБ ежедневно сталкивались с необходимостью устранения пробелов и создания минимальных правил и стандартов деятельности на рынке. По мере становления правовой базы все большее значение приобретают процедуры контроля за соблюдением законодательства. Поэтому перед ФКЦБ с момента ее создания была поставлена крайне сложная задача по формированию правовой среды на российском рынке и преодолению правового нигилизма, утвердившегося во взаимоотношениях между его участниками.

Существующая правовая основа для осуществления надзора за рынком ценных бумаг и защиты инвесторов состоит из следующих элементов:

• федеральные законы “О рынке ценных бумаг” и “Об акционерных обществах”;

• указы Президента РФ (Комплексная программа мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 1996 года ¹ 408; Концепция развития рынка ценных бумаг в РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года ¹ 1008; Указ “О мерах по защите прав вкладчиков и акционеров” от 18 ноября 1995 года ¹ 1157; Указ “О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством РФ предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий”). Отдельные положения по защите инвесторов содержатся и в других указах Президента РФ;

* нормативные акты ФКЦБ России, в числе которых уже имеются специальные акты по контролю за рынком ценных бумаг и защите прав инвесторов;

* нормативные акты других органов государственной власти.

Наличие законодательной и нормативной базы рынка ценных бумаг ставит на повестку дня вопрос об изменении содержания, а также самих форм и методов осуществления контрольно-надзорных функций.

Так, в настоящий момент меняются подходы к лицензированию, как одной из наиболее важных форм контроля за профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. Лицензирование в современном понимании не только “разовый” контроль, осуществлемый при входе той или иной компании на рынок, но и постоянный контроль за соблюдением условий профессиональной деятельности (регулярная отчетность, проверки и т. д.).

В соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” и Положением о ФКЦБ, утвержденным Указом Президента от 1 июля 1996 года ¹ 1009, ФКЦБ России осуществляет функцию контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями требований законодательства о ценных бумагах. В настоящее время в соответствии с указанными законами выстраивается многоуровневая система надзора:

• ФКЦБ России;

• региональные отделения ФКЦБ России;

• регистрирующие органы (включенные в перечень органов, осуществляющих регистрацию выпусков ценных бумаг);

• лицензирующие органы (имеющие генеральную лицензию на лицензирование отдельных видов профессиональной деятельности);

• саморегулируемые организации (СРО).

Подобная система регулирования на практике должна обеспечить распределение функций между государственными органами, а также между регионами и центром и способствовать более пропорциональному распределению усилий по поддержанию правопорядка на рынке.

С этой целью ФКЦБ России проводит политику делегирования части своих полномочий другим государственным органам путем выдачи им генеральных лицензий либо путем включения их в перечень регистрирующих органов (см. также раздел 10.2). В нормативных актах ФКЦБ предусмотрено, что такие регистрирующие и лицензирующие органы должны осуществлять контроль за соблюдением законодательства в отношении лиц, которым они выдали лицензии, и в отношении зарегистрированных ими выпусков ценных бумаг. В свою очередь ФКЦБ осуществляет контроль за тем, как другие государственные органы выполняют возложенные на них контрольные и надзорные функции.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Методы информационной системы
Методами информационной системы являются технологии и правила взаимодействия составляющих ее элементов с целью достижения результатов поставленных задач. Обеспечение базовыми аппаратными средствами по сути является практическим началом р ...

Индексы цен на акции
Одним из наиболее значительных событий для рынков капитала в последние годы стало введение и использование индексов. Индекс — это комбинация чисел (цен), которая дает общее число, представляющее его составные части. Затем сумма исходных ч ...

Перспективы развития рынка корпоративных облигаций в России
В настоящее время в России сложились достаточно хорошие предпосылки для успешного развития рынка корпоративных облигаций, а именно:[10] 1. Позитивные сдвиги в российской экономике и во внешней торговле позволяют предприятиям и организаци ...

Актуально о банках

Сущность денег


Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производительных сил и производственных отношений.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cleverbanks.ru