Регулирование эмиссии производится в целях препятствования выпуску на рынок суррогатов ценных бумаг, которые по форме напоминают настоящие ценные бумаги, но не обладают их основными качествами. В этом смысле регулирование эмиссии является одним из ключевых способов защиты интересов потенциальных инвесторов.
Основные положения, регулирующие эмиссию акций и облигаций, заложены федеральными законами “Об акционерных обществах” и “О рынке ценных бумаг”. Постановление ФКЦБ России “Об утверждении Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии” конкретизирует и согласовывает положения вышеназванных законов в части регулирования эмиссии акций и облигаций акционерных обществ и иных коммерческих организаций.
Предварительно необходимо уточнить смысл таких понятий, как “выпуск”, “эмиссия” и “размещение”. На практике очень часто используют два термина “эмиссия” и “выпуск” в качестве синонимов.
Эмиссия ценных бумаг — это установленная законодательством последовательность действий эмитента — АО по размещению ценных бумаг.
Выпуск ценных бумаг означает совокупность ценных бумаг одного эмитента (АО), которые предоставляют одинаковый объем прав владельцам и которые имеют одинаковые условия размещения.
Размещение эмиссионных ценных бумаг — это отчуждение их первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.
Таким образом, говоря о выпуске ценных бумаг, мы будем рассматривать его, как с точки зрения совокупности ценных бумаг одного эмитента, так и с точки зрения осуществления процесса эмиссии.
Следует учитывать также, что Закон “О рынке ценных бумаг” не регулирует процедуру эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Это будет сделано в специальном законе, который в настоящее время находится в стадии разработки.
Согласно ст. 19 Закона “О рынке ценных бумаг”, процедура эмиссии состоит из нескольких этапов (если иное не предусмотрено законодательством РФ):
* принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
* регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг;
* для документарной формы выпуска — изготовление сертификатов ценных бумаг;
* размещение эмиссионных ценных бумаг;
* регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Если число владельцев ценных бумаг значительно, т. е. у них могут возникнуть сложности с получением подробной информации о выпуске, требуется дополнительно зарегистрировать проспект эмиссии — документ, содержащий основную информацию о выпуске и эмитенте.
При эмиссии ценных бумаг регистрация проспекта эмиссии производится при размещении эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
При регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг процедура эмиссии дополняется следующими этапами:
• подготовкой проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
• регистрацией проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
• раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;
• раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.
Закон запрещает производить эмиссию ценных бумаг, производных по отношению к эмиссионным ценным бумагам, итоги выпуска которых не прошли регистрацию.
Все этапы эмиссии соответствующим образом регламентированы.
После принятия эмитентом решения о выпуске ценных бумаг, производится регистрация выпуска, суть которой состоит в официальной фиксации обязательств эмитента, удостоверяемых ценной бумагой объема эмиссии и других параметров ценной бумаги. Это делается для того, чтобы эмитент не мог впоследствии изменить условия выпуска. При регистрации также производится проверка уставных документов эмитента.
В соответствии со ст. 20 закона для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган следующие документы:
• заявление на регистрацию;
• решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
• проспект эмиссии (если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии);
• копии учредительных документов (при эмиссии акций для создания акционерного общества);
Другое по теме:
Коммерческие банки и их роль в формировании денежной массы
Термин «Коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerce), товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы. Банки кредитовали транспортир ...
Общие принципы, задачи и объекты регулирования
Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики на рынке ценных бумаг, основные задачи которой сформулированы в Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Фе ...
Формирование направлений совершенствования рынка пластиковых карт на
среднесрочный период
Для создания общих оптимальных условий развития рынка пластиковых карт в России необходимо предпринять следующие меры:
- совершенствование законодательной базы в сфере денежно–кредитной политики;
- усиление стимулов инвестиционной актив ...
Сущность денег