Негосударственные пенсионные фонды

Информация » Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулирования » Негосударственные пенсионные фонды

Проведение пенсионной реформы в Российской Федерации, составной частью которой должно быть развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, является одной из первоочередных задач на сегодняшний день.

Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. ¹ 790 была одобрена Концепция реформу системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Основным направлением реформирования системы пенсионного обеспечения является создание трехуровневой системы. Первый уровень будут составлять базовые пенсии; второй уровень — трудовые пенсии, в основу которых положен страховой принцип и, наконец, третий уровень — негосударственные пенсии. Кардинальный пересмотр нынешней пенсионной системы будет заключаться именно в развитии негосударственного пенсионного обеспечения.

Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных пенсионных программ отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Предполагается развитие обеих форм.

Развитие негосударственных пенсионных фондов в России происходит достаточно быстрыми темпами. Их возникновению положил начало Указ Президента Российской Федерации ¹ 1077 от 16 сентября 1992 г. Однако указ только обозначил легитимность существования таких институтов, как негосударственные пенсионные фонды, и он до сих пор остается единственным основным нормативным актом в данной сфере. В соответствии с указом пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного обеспечения. Учредителями пенсионных фондов могут быть как юридические, так и физические лица. Размещением пенсионных активов фондов занимаются специализированные управляющие компании.

С целью осуществления государственного контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. ¹ 730 и от 17 ноября 1994 г. ¹ 1266 была создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации — государственный орган по контролю за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.

Одним из основных инструментов государственного контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению их активами является ее лицензирование в соответствии с Положением о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. ¹ 792.

По данным Инспекции НПФ, на 1 января 1997 года 257 негосударственных пенсионных фонда и 142 компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов получили лицензию на право заниматься этими видами деятельности. Всего регистрацию учредительных документов в Инспекции НПФ прошло 480 негосударственных пенсионных фондов. В 63 субъектах Российской Федерации было зарегистрировано в 1993—1995 годах более 800 юридических лиц, называющихся НПФ.

На сегодняшний день негосударственные пенсионные фонды находятся на начальной стадии своего становления. Основными проблемами, стоящими на пути их развития, являются следующие:

• отсутствие законодательной базы в области негосударственного пенсионного обеспечения;

• отсутствие разработанных комплексных мер по финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов и защите их участников;

• отсутствие налоговых льгот как для вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов, так и для самих фондов;

• отсутствие долгосрочных ценных бумаг.

Таким образом, в целях урегулирования деятельности НПФ прежде всего необходимо установить законодательные рамки их функционирования, что возможно сделать посредством принятия федерального закона. Кроме того, должны быть разработаны меры по комплексной защите вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов. И наконец, чтобы дать толчок развитию цивилизованного рынка НПФ, с одной стороны, должна быть создана система мер по стимулированию их деятельности (налоговые льготы и т. д.), а с другой стороны, необходимо жесткое регулирование деятельности фондов и их управляющих компаний со стороны государственных органов (регистрация, лицензирование и постоянный контроль за деятельностью НПФ и управляющих компаний).

Другое по теме:

Денежно-кредитная политика ЦБР в 2001 году как средство стабилизации экономики
Основные ориентиры денежно-кредитной политики на 2001 г., разработанные ЦБР, представлены в двух вариантах: Первый – сохранение тенденций и макроэкономических пропорций, сложившихся в 2000 г.; Второй – проведение политики, ориентированн ...

Сущность и принципы организации безналичных расчетов
Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране систе­ма безналичных расчетов была приспо­соблена к затратному механизму хо­зяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой. Действовавш ...

Внутренний рынок драгоценных металлов в России
Понятие рынок драгоценных металлов и драгоценных камней впервые появилось в отечественной практике в 1993 году в связи с выходом Указа Президента РФ №2148 от 16 декабря 1993 года «О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней ...

Актуально о банках

Сущность денег


Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производительных сил и производственных отношений.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cleverbanks.ru