Сравнительный анализ финансовых моделей ОМС (Приложение 1) позволяет отметить следующие особенности:
1. В подавляющем большинстве субъектов РФ действуют 2 и 3 финансовые модели ОМС: соответственно 32 и 37 территории. Первая финансовая модель ОМС действует в 14 территориях (примерно каждая седьмая территория).
2. Действие 3 финансовой модели ОМС распространяется на большую часть населения Российской Федерации – 40,7%. По численности населения субъекты, применяющие 1-ую и 2-ую финансовую модель, незначительно отличаются друг от друга (25,7 и 30,1% соответственно к численности населения России). Что же касается территориальной протяженности этих субъектов, то здесь различия значительны и составляют 11,6% по 1-ой модели и, соответственно, 36,4% по 2-ой модели к общей площади Российской Федерации.
В территориальном аспекте также несравненно выше охват страхового поля 3 моделью. Он составляет почти 1/2 (49,6%) территории Российской Федерации.
3. В плане организации работы по страхованию населения по части заключения договоров и выдачи страховых полисов несомненные преимущества имеет первая модель. Значительно хуже эти показатели по второй (фондовской) модели, это свидетельствует об имеющихся трудностях в совмещении функций ТФОМС по сбору, аккумулированию финансовых средств, финансированию медицинской помощи и страхованию населения.
Хотя по статистическим показателям, характеризующим организацию страхования населения по данной модели, заключением договоров и выдачей полисов в значительной доле (40,4%) занимаются также СМО.
4. Показатель расходования средств на здравоохранение несколько ниже по третьей модели (94,3%) и практически равны по 1 и 2. Рассматривая изолировано данный показатель, можно было бы пренебречь разницей числовых значений показателя по моделям. Однако, в рамках второй модели отмечаются более высокие показатели уровня расходования средств на финансирование территориальной программы (88,4%), по другим двум моделям – они ниже. Таким образом, по показателям расходования средств на финансирование здравоохранения и территориальной программы ОМС практически все три модели равны.
5. В части доведения финансовых средств до ЛПУ и предположительно расходуемых на оказание помощи пациентам более предпочтительно выглядит 2 модель: 99,2% страховых взносов и платежей на неработающее население, поступивших в ТФ ОМС, доводится до ЛПУ. Наименее предпочтительно в этом аспекте выглядит 1 модель, соответствующий показатель которой составляет 95,6%.
6. Учитывая критерии, по которым проведена идентификация финансовых моделей, статистические показатели доли финансовых средств, поступивших из разных источников финансирования (табл.3) в ЛПУ, выглядят вполне логичными. Однако, обращает на себя внимание чуть более высокий показатель доли финансовых средств, поступивших из фондов по второй модели, что косвенным образом указывает на более высокую степень ее тяготения к “идеальному” варианту по данной позиции. Что касается третьей модели, то отмечается некоторое преобладание поступлений из СМО.
7. Анализ целей перечисления финансовых средств в ЛПУ в разрезе оплаты услуг и оказания финансовой помощи показывает, что наименьший уровень поступления средств на оплату медицинских услуг отмечается по третьей модели и составляет 88,6%. По первой и второй моделям эти показатели практически равны (соответственно, 96,7% и 95,8%). Таким образом, принцип следования финансовых средств “за пациентом” в большей мере реализуется в субъектах Российской Федерации, в которых действует 1 и 2 финансовые модели.
Другое по теме:
Роль банков в системе ипотечного кредитования
Современный этап развития банковской системы России характеризуется усилением процессов структурирования банковского бизнеса. Универсальные банки стремятся всемерно расширить круг операций, но на специфических, хотя и уже широко востребов ...
Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг может эффективно выполнять свои функции, если государство осуществляет регулирование деятельности эмитентов и инвесторов. Государственное регулирование обеспечивается путем:
· установления обязательных требований к де ...
Принципы деятельности коммерческих банков
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам креди ...
Сущность денег