Политическое решение о реформировании системы пенсионного обеспечения и коренного обновления пенсионного законодательства было принято апрельским Пленумом ЦК КПСС 1985г. По определению бывшего в то время председателем Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова, в пенсионной системе многое "не просто устарело, а пришло в прямое противоречие с жизненными реалиями".
С тех пор начали происходить изменения в организации и финансировании социального страхования. Были приняты постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 15.08.1990г. N 818 "Об организации Пенсионного фонда СССР" и N 827 "О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение" с созданием Фонда социального страхования СССР. Аналогичные решения были приняты во всех союзных республиках, и созданы соответствующие фонды. В этом контексте во всех бывших республиках СССР и странах бывшего социалистического лагеря началось развитие пенсионного страхования в направлении устранения недостатков и пороков бывшей нестраховой пенсионной системы и широкого внедрения страховых принципов.
В Беларуси Советом Министров и Федерацией профсоюзов на основании соответствующих постановлений Совета Министров СССР и ВЦСПС принимаются постановления от 20 декабря 1990 г. № 327 "Об образовании Фонда социального страхования Белорусской ССР" и от 20 декабря 1991 г. № 481 "Об организации пенсионного Фонда Республики Беларусь". Этими документами фактически было положено начало внедрению страховых принципов в систему социального обеспечения страны [32, c.12].
Для нормального функционирования системы пенсионного страхования совершенно необходимым является проведение глубокого количественного анализа как основы для принятия решений, выполнение актуарных расчетов и актуарного прогнозирования. Нельзя найти оправдания тому, что такая работа в нашем пенсионном страховании не проводится. В результате финансовая устойчивость системы, которая может базироваться только на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов, становится ненадежной, перспектива ее развития - непредсказуемой. Сегодня никто не может сказать, что будет с системой через год, три года и уж тем более - спустя более продолжительное время.
До настоящего времени, как мы видим из табл.2.3, не достигнуто постоянного соотношения между приростом заработной платы и пенсии. Очевидно, что пути решения пенсионных проблем следует искать также и через подъем экономики страны в целом.
Таблица 2.3
Основные показатели уровня жизни населения |
в процентах к предыдущему году |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Реальная заработная плата работников |
95,0 |
105,1 |
114,3 |
118,0 |
107,3 |
112,0 |
129,6 |
107,9 |
103,2 |
117,4 |
Реальный размер назначенной месячной пенсии (на конец года) |
130,3 |
104,9 |
130,5 |
76,0 |
135,3 |
143,2 |
122,1 |
102,3 |
101,4 |
132,4 |
Прирост реальной заработной платы |
-5,0 |
+5,1 |
+14,3 |
+18,0 |
+7,3 |
+12,0 |
+29,6 |
+7,9 |
+3,2 |
+17,4 |
Прирост реального размера месячной пенсии |
+30,3 |
+4,9 |
+30,5 |
-24,0 |
+35,3 |
+43,2 |
+22,1 |
+2,3 |
+1,4 |
+32,4 |
Другое по теме:
Вопросы совершенствования социального страхования в
стране
Проблемы в области пенсионного обеспечения многогранны и сложны. В Республике Беларусь в условиях переходного к рынку периода они являются наиболее болезненными. Это объясняется тем, что уровень государственных пенсий не поспевает за темп ...
Содержание социального страхования, его принципы
Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (и ...
Частное
пенсионное страхование в Австралии
Австралия относится к странам, где частное пенсионное обеспечение широко развито и тесно переплетается непосредственно со страхованием. Достаточно часто частное пенсионное страхование комбинируется со страхованием на случай потери трудо ...
Сущность денег