членов Совета директоров Банка России назначает на должности и досрочно освобождает от должностей Дума;
2. Высшим органом управления Банка России является коллегиальный Совет директоров, в который входят Председатель Банка России и 12 других членов.
Председатель Банка России назначается на должность сроком на 4 года. Кандидатуру на эту должность Президент представляет не позднее чем за 3 месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Президент представляет кандидатуру на эту должность в 2-недельный срок с момента освобождения. Если кандидатура, предложенная на должность Председателя, отклонена, то Президент в течение 2-х недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более чем 2 раза. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более 3-х сроков подряд[5].
Дума по представлению Президента может освободить Председателя Банка России от должности только в случаях, если: истек срок его полномочий; он не в состоянии исполнять свои служебные обязанности (что должно быть подтверждено заключением государственной медицинской комиссии); он сам подал заявление об отставке; совершил уголовно наказуемое деяние (должно быть установлено вступившим в законную силу приговором суда); нарушил федеральные законы, регулирующие деятельность Банка России.
Остальных членов Совета директоров назначает на должности тоже Дума (и также на 4 года), но по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом. Освобождаются они от должностей в несколько ином порядке: если истек срок их полномочий, то их увольняет Председатель, если этот срок не истек, то требуется решение Думы (по представлению Председателя ЦБ).
Во втором аспекте ответственности Центрального банка
Дума:
- проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
- 2 раза в год заслушивает доклад Председателя Банка России о деятельности ЦБ (при представлении годового отчета и Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики);
- определяет аудиторскую фирму для проведения ежегодной аудиторской проверки Банка России;
Банк России:
- ежегодно не позднее 1-го октября представляет в Думу (а также Президенту и Правительству РФ) проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на предстоящий год и не позднее 1-го декабря — окончательный вариант этого документа. «Основные направления .» должны включать в себя: анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты намечаемой денежно-кредитной политики. Дума рассматривает документ и принимает решение;
- ежегодно не позднее 15-го мая представляет Думе свой годовой отчет (утвержденный Советом директоров), в который входят:
1) отчет о деятельности ЦБ, анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платеж баланса РФ, а также перечень мероприятий в части государственной денежной и кредитной политики, проведенных Банком России;
2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли. При этом Банк России обязан перечислить в федеральный бюджет 50% фактически полученной по итогам года балансовой прибыли только после утверждения отчета Советом директоров. Оставшуюся прибыль Совет директоров направляет в резервы и фонды различного назначения;
3) порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России;
4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.
Дума направляет годовой отчет ЦБ РФ Президенту, правительству (для заключения), рассматривает его сама и принимает решение. Отчет публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным;
- ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.
Таким образом, в ключевом вопросе разработки денежной и кредитной политики ответственность ЦБ РФ явно невысока: он всего лишь представляет Думе «Основные направления .», а Дума ограничивается лишь рассмотрением указанного важнейшего для экономики страны документа и принимает решение, которое в принципе никого ни к чему не обязывает. Оборотной стороной этого является то, что федеральная исполнительная власть, как показывает опыт последних лет, может побудить руководство ЦБ «переписать» основные положения денежно-кредитной политики, даже если это совсем не улучшает содержание документа.
Другое по теме:
Свойства неполноценных денег
Выше, при рассмотрении полноценных денег, были отмечены их характерные свойства. Какими же свойствами обладают неполноценные деньги? Уже исходя из названия можно судить, что они являются прямо противоположными свойствам полноценных денег. ...
Банковская система на сегодняшний день
В нынешних условиях сверхзадача банковской системы — и экономическая, и институциональная, и превентивная, и социально-психологическая — состоит в том, чтобы сохранять и дополнительно привлекать ресурсы частной клиентуры. Их доля в общих ...
Ценные бумаги в гражданском праве и законодательстве о ценных бумагах
Ценная бумага удостоверяет некоторые права ее владельца-кредитора по отношению к должнику-эмитенту — лицу, выдавшему ее. Ее суть и ценность — именно эти права, ею удостоверяемые, однако сама она — вещь (ст. 128 ГК). Таким образом, ценная ...
Сущность денег