членов Совета директоров Банка России назначает на должности и досрочно освобождает от должностей Дума;
2. Высшим органом управления Банка России является коллегиальный Совет директоров, в который входят Председатель Банка России и 12 других членов.
Председатель Банка России назначается на должность сроком на 4 года. Кандидатуру на эту должность Президент представляет не позднее чем за 3 месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Президент представляет кандидатуру на эту должность в 2-недельный срок с момента освобождения. Если кандидатура, предложенная на должность Председателя, отклонена, то Президент в течение 2-х недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более чем 2 раза. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более 3-х сроков подряд[5].
Дума по представлению Президента может освободить Председателя Банка России от должности только в случаях, если: истек срок его полномочий; он не в состоянии исполнять свои служебные обязанности (что должно быть подтверждено заключением государственной медицинской комиссии); он сам подал заявление об отставке; совершил уголовно наказуемое деяние (должно быть установлено вступившим в законную силу приговором суда); нарушил федеральные законы, регулирующие деятельность Банка России.
Остальных членов Совета директоров назначает на должности тоже Дума (и также на 4 года), но по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом. Освобождаются они от должностей в несколько ином порядке: если истек срок их полномочий, то их увольняет Председатель, если этот срок не истек, то требуется решение Думы (по представлению Председателя ЦБ).
Во втором аспекте ответственности Центрального банка
Дума:
- проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
- 2 раза в год заслушивает доклад Председателя Банка России о деятельности ЦБ (при представлении годового отчета и Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики);
- определяет аудиторскую фирму для проведения ежегодной аудиторской проверки Банка России;
Банк России:
- ежегодно не позднее 1-го октября представляет в Думу (а также Президенту и Правительству РФ) проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на предстоящий год и не позднее 1-го декабря — окончательный вариант этого документа. «Основные направления .» должны включать в себя: анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты намечаемой денежно-кредитной политики. Дума рассматривает документ и принимает решение;
- ежегодно не позднее 15-го мая представляет Думе свой годовой отчет (утвержденный Советом директоров), в который входят:
1) отчет о деятельности ЦБ, анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платеж баланса РФ, а также перечень мероприятий в части государственной денежной и кредитной политики, проведенных Банком России;
2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли. При этом Банк России обязан перечислить в федеральный бюджет 50% фактически полученной по итогам года балансовой прибыли только после утверждения отчета Советом директоров. Оставшуюся прибыль Совет директоров направляет в резервы и фонды различного назначения;
3) порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России;
4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.
Дума направляет годовой отчет ЦБ РФ Президенту, правительству (для заключения), рассматривает его сама и принимает решение. Отчет публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным;
- ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.
Таким образом, в ключевом вопросе разработки денежной и кредитной политики ответственность ЦБ РФ явно невысока: он всего лишь представляет Думе «Основные направления .», а Дума ограничивается лишь рассмотрением указанного важнейшего для экономики страны документа и принимает решение, которое в принципе никого ни к чему не обязывает. Оборотной стороной этого является то, что федеральная исполнительная власть, как показывает опыт последних лет, может побудить руководство ЦБ «переписать» основные положения денежно-кредитной политики, даже если это совсем не улучшает содержание документа.
Другое по теме:
Направления совершенствования системы безналичных расчетов на примере
«ИМПЭКСБАНКа»
Основной целью деятельности ОАО «ИМПЭКСБАНК» является получение прибыли. Прочие цели определяются Уставом банка. К числу операций, осуществляемых банком, относятся:
привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады до в ...
Отрасли страхования
В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить па пять отраслей: имущественное, социальное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.
Социальное страхов ...
Валютное регулирование сделок с ценными бумагами
Принципы осуществления валютных операций в РФ, компетенция органов валютного регулирования и контроля, права и обязанности юридических и физических лиц по владению, пользованию и распоряжению валютными ценностями, а также основания для на ...
Сущность денег