- страховщики получат возможность использовать это маркетинговое преимущество в целях продажи и других продуктов.
Непосредственный технический эффект введения этого Закона для страховщиков РФ заключается в первую очередь в том, что у них появляется возможность аккумулировать значительные денежные средства.
При применении Закона страховщики столкнулись с рядом проблем:
1) Законодательно установленные размеры страховых покрытий очень малы относительно существующей статистики убыточности. Страховое возмещение по одному случаю ограничено 400 тыс. руб. При этом в период действия договора оно может осуществляться неоднократно (неограниченное число событий). Компенсация за ущерб здоровью ограничена 160 тыс. руб. на человека, при нескольких пострадавших – суммарно 240 тыс. руб. Компенсация по имуществу составляет 160 тыс. руб., а на каждого участника ДТП – 120 тыс. руб. Страхование автогражданской ответственности превращается, таким образом, в страхование по первому риску. Любой средний по размерам убыток исчерпает всю страховую сумму. При этом многие убытки будут оставаться частично неоплаченными. Гражданский же Кодекс РФ настаивает на введении Закона о полной гражданской ответственности автовладельцев.
2) Размер премий устанавливается государством унифицировано для всех страховщиков. Это принесло следующие негативные моменты.
Ценовая конкуренция невозможна, поскольку страховщик не может предложить страхователю более низкую цену, основанную на низких издержках, которые достигаются посредством тщательной селекции рисков, предотвращение убытков или через использование своих конкурентных преимуществ. Поэтому честная конкуренция может вестись только с помощью дополнительного сервиса. Однако это опять - таки порождает рост издержек страховщика.
Действительный размер издержек не получает отражения в ставках премии.
Нет дифференцированного подхода к страховой премии, то есть не учитываются индивидуальные данные машины, водителя, региона вождения и т. д. Из-за этого страховщики могут лишь незначительно управлять рисковой ситуацией отдельного транспортного средства.
Желаемый уровень тарифов и рыночное ценообразование должны, однако, подтолкнуть к соблюдению определенных правил. Необходимо обеспечить защиту на случай как минимум двух существенных негативных сюжетов развития. Во-первых, перенасыщение страховщиков. Во-вторых, осуществление выплат по автогражданской ответственности в течение длительного времени за счет средств других видов страхования.
3) Сравнительно маленькие премии относительно реального состояния убыточности. Для легковых автомобилей в зависимости от количества лошадиных сил премия по стране в среднем составляет 1970 руб., а средняя выплата – 18 900 руб.
По подсчетам российских страховщиков сбор премии по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств составило в 2003 и 2004 г. по 500 млн. долл. Совокупно рынок оценивается в 1 млрд. долл. за первый год страхования.
При страховании гражданской ответственности автовладельцев страховое возмещение выплачивается только третьим лицам и за ремонт их автомобиля, то есть компенсируются не собственные убытки.
Сумма страхового возмещения в целом ограничена 400 тыс. руб. При этом отпадает страховое возмещение большой части убытков, которые превышают данную сумму за страховой случай.
Часть народнохозяйственных убытков возникает вследствие убытков, не возмещаемых при страховании автогражданской ответственности: - убытки по ущербу грузам. Это около 0,6-0,7%.
24,4% приходятся на убытки грузового транспорта. Они частично компенсируются за счет каско-страхования, так как убыток грузового транспорта не может быть возмещен в двойном размере.
Страховщики, желающие участвовать в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, должны к 01.07.03 иметь представительства во всех регионах РФ. Для этого предполагалась реструктуризация недостаточно хорошо организованных филиалов, что немало стоило. Соглашения о представительстве через региональные компании тоже предполагало определенную комиссию.
Необходимо было создавать агентскую сеть, обучать агентов и т. д. Борьба за агентов среди страховщиков было недешевой. Размер комиссионного вознаграждения составляла 10-20% годовой премии.
Материальная заинтересованность страхователя возникает при страховании как минимум целого парка.
Урегулирование убытков стало дороже из-за высокой частоты убытков и большого числа случаев страхового мошенничества.
Социальная направленность Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" была провозглашена сразу. Возможность частичной компенсации оплаты полиса обязательного страхования предоставили только инвалидам, которые получили транспортные средства через органы социальной защиты населения.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития, в России около 400 000 инвалидов получили автомобили через органы социальной защиты.
Другое по теме:
Структура Управления Федеральной налоговой службы
по г. Москве
Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Управление находится в непосредственном подчинении ФНС Р ...
Принципы форм социальной защиты
Особенностью концепции государственной социальной политики в настоящее время является ее направленность на стабилизацию уровня жизни граждан. Новые социально-политические реалии выдвинули следующие основные задачи:
- усиление адресности ...
Автодиллеры увеличивают объем продаж
Схема «банк плюс автодилер» в последнее время получает все большее распространение, что объясняется конкурентными преимуществами, и, в конечном счете, выгодами для всех участников процесса. Как правило, при проведении совместных кредитных ...
Сущность денег